Среда, 30.09.2020, 23:42
Фестиваль школьных и студенческих СМИ «Репортер»
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мы выиграли!
Ждем!
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы взрослеем
Главная » Статьи » Копилочка » Печатные и электронные издания

Дизайн газеты

Дизайн газетного номера

Одной из важных характеристик газетного номера является его дизайн. Это понятие и термин вошли в редакционную практику лишь недавно. До этого журналисты говорили о внешнем «лице» газеты, о её верстке и оформлении, художественно-полиграфическом исполнении номера. Дизайн – художественное конструирование. Должен сочетать в себе функциональность и эстетичность.

Основные принципы оформления:

• Зависимость формы от содержания

• Уместность. Объединение в группы по смыслу. Удачный дизайн всегда уместен.

• Единство стиля. Компромисс между стилистическим единством и многообразием.

• Контрастность. Сочетание различных размеров, форм, цветов.

• Пропорциональность. Хорошие пропорции 2:3, 3:5. • Направленность. Ведет читателя по публикации.

• Сдержанность.

• Экспериментальность.

• Внимание к деталям.

• Целостность. Дизайн газеты представляет собой органичное объединение ряда постоянных и обязательных компонентов. К этим компонентам относятся: размерные характеристики газеты, постоянные элементы её номера, шрифтовое оформление газеты, её иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты. К размерным характеристикам относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе номера, размер пробелов между текстовыми колонками полосы. Под форматом газеты понимают размер бумажного листа – страницы номера.

В современной отечественной прессе приняты три основных формата газеты: большой формат А2, малый – А3 и сверхмалый – А4. Они различаются своими размерами. Газетные форматы кратны друг другу, каждый последующий в два раза меньше предыдущего. А4 как правило делится на 4 колонки, реже на 3. А3 делится на 6 или 5 колонок. А2 делится на 8 или 9 колонок.

Газета делится на полосы. ПОЛОСА это - оттиск текста и изобразительных элементов на странице издания. На первой полосе, как правило, с верху, находится фирма «шапка». ФИРМА включает в себя название газеты, иногда какой-то символ, эмблему, или рисунок, дату выпуска газеты, иногда дату начала выпуска, порядковый номер газеты (чаще всего нумерация каждый год начинается заново, особенно в ежемесячных изданиях, в этом случае текущий номер указывается в скобках), информацию об учредителях газеты, иногда строчку девиза. Последняя полоса заканчивается ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ. Они включают в себя сведения о том, где была издана газета, сколько экземпляров отпечатано, о цене газеты. А так же о том, кто является редактором данной газеты, художником, ответственным секретарем. В больших изданиях так же указываются зав. отделами. Иногда указываются телефоны секретариата и отделов. Каждая полоса, кроме первой, начинается колонтитулом. КОЛОНТИТУЛ – это справочный текст в верху полосы, обычно шириной в одну строчку. Содержит название газеты, ее номер, номер данной страницы. В больших изданиях иногда еще и название раздела. На первой полосе принято размещать новости, анонсы. Вторая полоса – для серьезных, проблемных статей. Третья – материалы более публицистичные, очерки, зарисовки, и т.д. А так же письма читателей. Иногда проза, стихи. Четвертая полоса для юмора, приколов, кроссвордов. В любых газетах бывают постоянные разделы. Они называются рубрики. Рубрики помогают людям легче найти интересующие их материалы. Они имеют индивидуальное название и оформление, которые не меняется из номера в номер. Материалы в газете делятся на колонки. Чаще всего колонок в материале бывает от двух до четырех. Ширина колонки может варьироваться от 5 см. до 12 см. Большая или меньшая длинна строки трудна для восприятия. Материалы разделяются пробелами или отбивками. ПРОБЕЛ – незапечатанный участок полосы, промежуток между линиями текста, точками, линиями и пятнами изображений. ОТБИВКА - линия, служащая для отделения одного материала от другого. Это может быть просто тонкая или полужирная линия, пунктирная линия, или какой-либо узор, рисунок, выстроенный в одну линию (следы, снежинки, ноты). МАКЕТ ГАЗЕТЫ – модель будущей газеты, в которой с большей или меньшей точностью намечены принципы ее оформления. Какой материал пойдет на какую полосу, на сколько колонок будет разбит, сколько места займет. Где будут размещены заголовки, иллюстрации, фотографии. Прикидывается на листе бумаги.

ВЕРСТКА – это производственный процесс монтажа всех элементов издания в полосу. Правила верстки требуют, чтобы: 1. Полосы содержали одинаковое количество строк основного шрифта. 2. Полосы были оформлены единообразно (колонтитулы, рубрики, основной шрифт). 3. Границы и строки лицевой (не четной) полосы совпадали с границами и строками оборотной (четной) стороны (на просвет строка ложится на строку без смещения). 4. Все элементы одного материала (колонки, гранки, рисунки, заголовок) отделяются друг от друга пробелами одного размера (0,3 – 0,5 см), а разных – пробелом в 1,5 – 2 раза большим. Это помогает зрительно отделить один материал от другого. Размер пробелов един для всей газеты. 5. Не было “мармеладок” – т.е. когда один под другим расположены два материала, разбитые на одинаковое количество колонок, одинаковых по ширине. 6. Колонки не должны: - начинаться висячей строкой. ВИСЯЧАЯ (концевая) СТРОКА – последняя строчка абзаца, обычно более короткая, чем остальные – с пробелом в конце. Пробел должен быть не менее чем на кегль шрифта. Иначе строка дополняется до полной. НО если текст набирается без абзацных отступов, полные концевые строки исключены. - заканчиваться начальной строкой; - если материал расположен на двух и более полосах, то последняя колонка на полосе не должна заканчиваться переносом; - колонки не должны содержать КОРИДОР – совпадающие по вертикали между словные пробелы в нескольких строчках подряд. 7. Если материал очень большой, его обычно разбивают на главы, каждой из которых предшествует заголовок. В этом случае количество текстовых строк в колонке над заголовком (если текст предшествует ему) должно быть не меньше 4-х строк, а под ним – не меньше 3-х. 8. Рисунки и фотографии заверстываются таким образом, что бы во-первых, они не опережали ссылки на них (если материал большой, а иллюстраций несколько, или если это фоторепортаж), во-вторых, зрительно не сливались с заголовком (если только они не входят в заголовочный комплекс), в-третьих – не отделяли от абзаца начальную или висячую строку. 9. Рисунки и фотографии должны “смотреть” внутрь полосы. В заголовочный комплекс включают надзаголовок (рубрика), заголовок, подзаголовок и Лид. Лид – первый, а иногда и второй абзац газетной публикации, в котором концентрируется самая важная информация. Само понятие Лида появилось в США. Еще в 30-е годы выработались восемь основных лидов для любой газетной публикации. 1.Суммарное начало. Это самое распространённое начало, в котором журналист должен в первом абзаце ответить на 5 вопросов, относящихся к описываему событию: кто, что, где, когда, почему. Иногда вопрос почему заменяется вопросом как. Ответы на эти вопросы могут распологаться в любой последовательности. 2. Ударное начало. Краткое, захватывающее внимание читателя изложение удивительного факта, без оговорки и объяснения (это будет дальше в тексте). Журналисты говорят: «Ударьте читателя электрическим током первой фразы, и он быстренько прочитает все сообщения до конца». 3.Живописное начало. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала и красочное описание обстановки, в которой он действует. 4.Контрастное начало. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффектности контраст должен быть резким и изложить его следует кратко. 5.Начало с вопроса. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Данный Лид используется многими журналистами, так как вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы пробежаться по публикации. 6.Бекграунд начало. Предполагает описание обстановки, фона, на котором происходят события, являющиеся новостью, при этом фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, принимающие участие в этом событии. 7.Начало с цитаты. Иногда тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко и смело выделяются входе диспута, заявления или интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала. Цитата дает авторитетное подкрепление информации, обозначает основное направление в развитии события и выделяет важные и интересные аспекты освещаемой проблемы. 8.Курьёзное начало. Предусматривает юмористическое изложение курьёзного рассказа. В процессе написания первого абзаца, журналист вынужден откладывать использование некоторых фактов, которые он считает менее значительными. Когда он, наконец, удовлетворён своим первым абзацем, он начинает выстраивать материал по мере убывания значимости фактов.

Категория: Печатные и электронные издания | Добавил: kidanya2146 (17.04.2014)
Просмотров: 1848 | Теги: дизайн газеты, школьные СМИ, репортер, фестиваль | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Благодарность
Copyright MyCorp © 2020Бесплатный конструктор сайтов - uCoz